Есть песни, которые, услышав однажды, забыть невозможно. Одной из таких песен является бесподобная композиция «Терапевт» с альбома группы Аквариум «Беспечный русский бродяга».
Загадочная тихая мелодия мановением волшебной палочки маэстро БГ возникает в начале композиции и завлекает слушателя, погружая его в удивительный мир души рок-гуру. И вот, явившийся из темноты безумно обаятельный Борис Борисович небрежно встряхивает длинной бородой и начинает хриплым низким голосом: «Отрубился в час, а проснулся в три...». Лирический герой, по-видимому, врач-терапевт, дежурящий по ночам, медленно едет по небольшому городку среди ярких огней фонарей на машине скорой помощи, подсвечиваемый лунным светом. Спавший всего два часа бедняга вдобавок к жуткой усталости хочет «напиться хоть чем-нибудь всласть». Съёжившись в белом халате на заднем сидении «неотложки», пропахший лекарствами и ощущающему «вкус крови» у него слипаются глаза, но из глубин души кто-то ему нашёптывает, что он безумно счастлив. На лице появляется легкая улыбка Джоконды, на душе воцаряется полная гармония и приятный покой. Внезапно к «бровям подходит вода», его взгляд омывается слёзами – он явно предаётся лучшим воспоминаниям из своей жизни: «где-то именно здесь пал пламенный вестник», «сегодня еще раз все та же среда»... Ему до боли знаком видимый из окна машины городской пейзаж. Именно здесь, на этих освещаемых желтым фонарным светом перекрестках, человек в белом халате, молодой врач, когда-то получал от «пламенного вестника» важные ему сведения; мир замер в его воспоминаниях, он погружается в тот день, в ту среду, когда он именно на этом месте улицы с замиранием сердца стоял в ожидании любимой девушки, девушки с ангельски прекрасным личиком...
Музыка льётся, переполняет душу и – «да хранит тебя Изида!». Изида, как известно, египетская богиня, женское рождающее начало, богиня женского плодородия. Нет, я не ошибся: непременно главный герой песни по сюжету встречается с девушкой неземной красоты. Наверно, она в нарядном платье, с длинной русой густой косой, с чистым немного детским выражением лица, сверкающими добротой глазами и обаятельной улыбкой. Они встречаются здесь в какую-то среду вечером... Естественно, герой, ослепленный красотой незнакомки, лишается дара речи: «подходишь сказать "Привет" и вдруг понимаешь, что нет ничего конкретного». Герой разрывается от переполняемых чувств, он видит злые усмешки обывателей-прохожих, смотрящих «во след с издевкой».
Далее происходит по сюжету что-то непонятное, необъяснимое: начинается метель в летнюю ночь, возникают резкие порывы ветра, «срывающие двери с петель», и наш герой бежит домой (БГ здесь чётко даже философски поднимает тему дома: дом, он же прибежище, - там, где постель), но обнаруживает вместо кровати «яму с веревкой». Сложно понять, что это такое, согласитесь. Веревка – чтобы повесится, а яма – это могила, куда надо рухнуть позже с петли бездыханным телом? Неизвестно.
Далее наш герой взлетает куда-то «вопреки всех правил», разрывает «крылом провода» (с чего это у него отросли крылья? Крылья свободы? Крылья любви? Или он повесился, а теперь воскрес, стал ангелом и носится как неугомонный по ночным просторам над спящим городом?) и «оказывается опять, там, где всем нужно спать». Прибыл наш санитар в чью-то квартиру, где толпятся родные, вызвавшие скорую, вокруг больного. Но вот ему стало лучше – его хранит, конечно, Изида.
Далее – ещё непонятки. Каким-то странным образом наш герой попадает в «комнату из картона», где гудят откуда-то из-за картонных стен чьи-то назойливые голоса, но почему-то «все не про то». Испуганный герой кричит, но его никто не слышит. Но тут он куда-то проваливается и оказывается на перроне железнодорожной станции, наблядая за уходящим поездом, в купе которого сидят его друзья. Но они его не видят, они даже «не знают о том, что он вышел». Наш герой явно чувствует свалившиеся на него одиночество, груз нереализованных надежд и фантазий. Он один стоит на ночном перроне и смотрит в след уходящему поезду.
|